Лента новостей | Тренировки | Мат. часть | Обзоры экипировки | Питание и Медицина | Отчеты и интервью

01.01.2012 0:00:00

Лыжи


Начнем с самого важного - с лыж. Принято считать, что весовой прогиб лыжи определяет 60% скользящих свойств лыж, 20% определяются материалом, состоянием и структурой скользящей поверхности лыж и лишь последние 20% определяются смазкой лыж.Итак, самое важное в хорошей паре лыж - весовой прогиб.

Коньковые лыжи должны обладать весовым прогибом, как можно равномернее распределяющим вес лыжника по лыжне. При этом давление лыжи на лыжню от носка должно нарастать плавно - это залог хорошего скольжения. Коньковая лыжа при отталкивании ногой не должна полностью задавливаться - это тормозит. Хочется отметить, что распространенное мнение, что лыжа "катапультирует" лыжника после толчка, является заблуждением. Любому, знающему школьную физику, понятно, что чрезмерно жесткая лыжа скорее будет "катапультировать" более легкий снег под лыжей, нежели лыжника. При этом жесткая лыжа гораздо хуже скользит на зачастую нежесткой российской трассе.

При тестировании лыж вышеописанное означает, что, когда вы сжимаете и отпускаете пару лыж обоими руками в середине (вертикально расположенные лыжи обхватываются кистью примерно в 3 см к пятке за центром тяжести) и при этом смотрите между лыжами в носковой части, сжатие передней части лыжи от носка происходит постепенно, вы наблюдаете, что зазор между лыжами закрывается. Прежде чем приобретать новые лыжи, выработайте у себя "ощущение хорошей пары" - посжимайте лыжи, которые у вас "катят", пощупайте лыжи друзей, на которых они вас "накатывали". Во многих магазинах (например, московский "Олимп") стали появляться флекстестеры - приборы для определения жесткости лыж.

Типичные случаи не очень хороших лыж:

Примечание - как правило, максимальная сила сжатия лыж руками лыжника пропорционально весу и силовым качествам, определяющим толчок этого лыжника.

Весовой прогиб классических лыж. В плане скользящих качеств все аналогично коньковым лыжам. При этом очень важно подобрать лыжи с правильной колодкой. Колодка должно быть достаточной длины, чтобы обеспечить сцепление лыжи со снегом при толчке, и оптимальной жесткости, чтобы, с одной стороны, при скольжении на двух лыжах держащая мазь не тормозила бы о снег, с другой стороны, чтобы лыжник смог без труда задавить лыжу при толчке и добиться сцепления держащей мази со снегом.

Не приобретайте ребенку жестких классических лыж! Ом не сможет нормально толкнуться, лыжи будут проскальзывать, и это отобьет у него всякую охоту к лыжному спорту.

По характеру колодки и весового прогиба классические лыжи принято делить на три типа:

Колодка для твердой мазиКолодка для жидкой мази

Лыжи на мелкозернистый снег обычно нежесткие с длинной колодкой 45-60 см и эластичной носковой частью. Лыжи на плюс и жесткую лыжню - жесткие, с короткой колодкой 35-50 см и с меньшой площадью контакта скользящей поверхности лыжи со снегом. Лыжи на переходную погоду являют собой нечто среднее между двумя вышеописанными типами.

Итак, мы с вами теперь знаем, как "нащупать" правильную лыжу. Следующий вопрос - сколько пар иметь и каких. Желательно иметь как минимум две пары на конек - одну тренировочную и одну гоночную. Если вы можете себе позволить только одну гоночную пару, предпочтение лучше отдать паре лыж на сухой снег, нежестким (при сильном сжатии под колодкой остается зазор 0,5 - 1,5 мм). Важен равномерный эластичный передний хлыст лыжи. Если появится возможность купить вторую гоночную пару - купите лыжи пожестче, они хорошо подойдут на гонки по жесткой лыжне и фирну.

Классика - желательно хотя бы две пары гоночных лыж - одна пара на мягкий мелкозернистый сухой снег, другая пара на плюс и жесткую лыжню, при необходимости эта пара пойдет и на переходную погоду с несколько скорректированной зоной смазки. При передвижении классикой шанс попортить лыжи меньше, чем при передвижении коньком, поэтому тренировочные лыжи не так важны, разве что на вкатывание.

Скользящая поверхность лыжи.

В данный момент все производители гоночных лыж пользуются скользящими поверхностями из высокомолекулярного полиэтилена с различными добавками от весьма ограниченного количества поставщиков, гарантирующих высокое качество. Не рекомендуются скользящие поверхности с различными разноцветными включениями в виде гранул, ворсинок и т.п. Лыжи поступают в продажу с поверхностью, шлифованной наждачным камнем (по-немецки "штайн-шлифт"). Из-за хранения на складе поверхность лыж окисляется, поэтому соревнующимся гонщикам рекомендуется лыжи аккуратно проциклевать и пройти бронзовой щеткой раз 50-70. Иногда от шлифовки наждачным камнем на скользящей поверхности появляется "волна". Не покупайте такие лыжи - "волну" будет очень трудно сциклить. Очень важно, чтобы в процессе эксплуатации лыж скользящая поверхность не была окислена, для этого надо регулярно порафинить лыжи, пусть даже недорогим нежестким парафином (типа Свикс СН7).

Ростовки лыж

Не покупайте слишком короткие лыжи! Конек - рост спортсмена плюс 10-15 см. Классика - взрослый мужчина - 205-210 см, женщина 195-200 см. Подростковые классические лыжи - рост плюс 20-25 см.

Помните, что на коротких классических лыжах негде будет разместить зону смазки держащей мазью, а короткие коньковые лыжи хуже скользят и не позволяют реализовать полноценную технику хода.

Подбор правильной длины лыжных палок
Рост, см Конек, см Классика, см
150 130 120
152 132 122
155 135 125
157 137 127
160 140 130
162 142 132
165 145 135
167 147 137
170 150 140
172 152 142
175 155 145
178 157 147
180 160 150
182 162 152
185 165 155
187 167 157
190 170 160
192 172 162
195 175 165

Какие лыжи покупать?

При ограниченных финансах отличным решением является покупка у спонсируемого гонщика элиты подержанных лыж с креплениями по цене 70-150$. Другой вариант - лыжи выпусков прошлых лет, они как правило продаются по цене ниже 200$, а от "последних" лыж зачастую отличаются незначительно или только косметически. Еще одна возможность - купить лыжи не самой "верхней" модели, а модели следующей за ней. Во всем мире основной объем продаж как раз падает на модели этого класса. Эти лыжи обладают той же геометрией, у них такая же скользящая поверхность, как и у "верхней" модели, основное отличие в том, что в конструкции этих лыж используются не столь дорогие материалы. Например, вместо акрилового пенопласта используется полиуретановый, или вместо углеволокна используется стекловолокно. Обычно такие модели весят на 150-200 гр. больше, но стоят на 80-100$ меньше. Марка лыж не имеет значения, важно, чтобы лыжи обладали хорошими скользящими качествами и подходили под вес лыжника. Другое дело, что среди лыж определенных марок хорошие лыжи встречаются чаще, среди других - реже.

Палки

Лыжные палки отличаются по весу, жесткости и прочности. Лучшее сочетание - это легкая, жесткая и прочная палка, но лыжные палки с таким сочетанием качеств очень дороги. Между самыми дорогими палками и самыми дешевыми цена может отличаться более чем в 10 раз!

Очень важно:

Не приобретайте вашему ребенку дорогие палки "на вырост". Лучше приобретите палки поскромней, зная, что на следующий сезон вы сможете себе позволить покупку новой пары правильной длины, а старые палки "пристроить" в своем же лыжном клубе - спортшколе. Вообще, избегайте покупать ребенку какой-либо инвентарь "на вырост". Это предпосылка того, что у подрастающего спортсмена все будет получаться, и занятия будут приносить радость.

...Приобрести палки правильной длины особенно важно для классики! Универсальное правило для классики - рост спортсмена минус 30 см, для конька - рост спортсмена минус 20 см. Слишком длинные палки для классики заставляют спортсмена в момент постановки палки тянуться вверх-вперед, спортсмену становится труднее сделать грамотный подсед, и толчок легко срывается.

Иван Кузьмин,
заслуженный мастер спорта России,
чемпион мира по лыжному ориентированию.

источник

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться