Лента новостей | Тренировки | Мат. часть | Обзоры экипировки | Питание и Медицина | Отчеты и интервью

01.01.2012 0:00:00

Asics Gel Arctic WR 3 (Александр Филонов)


Кругом 500, или Воспоминания об Арктике. Речь, конечно, пойдет не о необъятных просторах и расстояниях, измерить которые нам не суждено, а о расстояниях измеренных довольно точно – около 750 км, но в пределах погрешности, и вполне реальной паре обуви – Asics Arсtic.

Предпосылки

Зиму обещали суровую. Бегая прошлой зимой, костерил перепады температур, ведущие к образованию наледи, падал, любовался синяками в полбедра и мечтал о шиповках, но смысла покупать их во второй половине зимы не видел.

Мотивы выбора

Первое знакомство

Комплектация порадовала наличием ключа для шипов, поскольку опциональное его приобретение было бы сопряжено с небольшими, но всё же досадными хлопотами.

Внешний вид вполне достойный, ближе к консервативному стилю. Наличие светоотражающих элементов не только сзади, но и сбоку — солидный плюс, потому что на дорогах чаще всего двигаюсь поперек, а не вдоль, а наши водители пока чрезмерной вежливостью по отношению к пешеходам не отличаются, зачастую не притормаживают даже перед «зебрами», если нет «лежачих полицейских».

Подошва после летних кроссовок показалась жестковатой, да и верх тоже, но оно и понятно, так что вовсе не повод для нареканий.
Со шнуровкой, правда, из-за жесткости верха пришлось помудрить.

Первый выход

Сразу же вспомнилась скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит». Впрочем, это не топот, а цокот. Сразу же выяснилась неприятная особенность шипов (впрочем, любых): на гладкой керамической плитке и на ламинате они скользят, да еще как! Впрочем, на улице дело обстоит куда более благополучно: стоило вступить на частично обледеневший тротуар, как раздался хруст, знакомый каждому автомобилисту, трогающемуся с места на шипованной резине.

Как показала практика в дальнейшем, по звуку можно запросто не глядя определить тип поверхности под ногами: хруст, скрип, топанье, цокот и т. п. говорят соответственно о наличии льда, снега, мерзлой земли, асфальта и т. д. Самое время от первых впечатлений перейти к более существенному.

Методика тестирования и интерпретация результатов

Тип пронации: слегка гипо, ближе к нейтральной. Вес – килограммов на 10 больше идеального для марафонца моего роста.

Сцепление.

Оценка поверхностей/сцепления (субъективная, по ощущениям от пробежки):
5 — отличное сцепление, никакого проскальзывания;
4 — отличное сцепление, слегка понижена сила толчка;
3 — заметно понижена сила толчка из-за проскальзывания;
2 — поскользнулся как минимум пару раз;
1 — сильное скольжение, тренировка невозможна.

По итогам средний показатель сцепления оказался равен 4,43. Худший результат — 2 (дважды), лучший — 5 (многократно). Средний разброс (за тренировку) — 0,36, максимальный — 1,5. (Например: по ощущениям 2—5; средний балл 3,5, разброс ±1,5).

Итоговый рейтинг поверхностей:
5 — утоптанный снег, неровный лед;
4 — лед под свежим снегом, наст;
3 — рыхлый снег, гладкий лед;
2 — гладкий лед;
1 — не наблюдалось.

Что отрадно, радиус поворота на скорости практически такой же, как на асфальте, без риска поскользнуться. Правда, на чистом гладком льду при повороте латеральное соскальзывание все же наблюдается — как правило, у внешней ноги (по отношению к повороту).

На самом деле после первых пробежек, когда скольжение практически или совсем не наблюдалось, совершал контрольные прогулки по тем же маршрутам в ботинках с подошвой «вибрам». Оказалось, что на самом деле скользко. На рыхлом снегу никаких выгод от шипов не чувствуется, однако четкий, не смазанный оттиск свидетельствует, что эффект все-таки есть.

Износ шипов.

После пробега практически ровно 500 км была замерена остаточная длина шипов (или износ, как кому нравится) с точностью 0,05 мм. Следует отметить, что при этом суммарный пробег по асфальту составлял всего около 9 км. Как легко догадаться, износ зависел от местоположения шипа и типа пронации владельца. Наименьший наблюдался у средних/внутренних, наибольший — у передней и задней пар, особенно снаружи.

Износ колебался в пределах от 0,50 до 1,10 мм, в среднем по всем — 0,80 мм. После этого самые длинные шипы поменял местами с самыми короткими, чтобы скомпенсировать неравномерность износа. Впрочем, к концу зимы стало очевидно, что сцепление ухудшилось, и для бега по льду лучше заменить шипы новыми. Стоит ли говорить, что износ подошвы обнаружился лишь на самых кончиках носков, да и то, почти иллюзорный?

Конструкция.

Вообще о твердых поверхностях — будь то асфальт или лед — следует сказать отдельно. Несмотря на относительно жесткую подошву, на таких поверхностях шипы все-таки ощущаются, бугорками толкаясь в пальцы ног (под пяткой и сводом стопы это менее чувствуется). Дискомфортным ощущение назвать нельзя, но на длинных отрезках смахивает на ощущения при беге по гравию.

Надо сказать и о форме протектора: сглаженный носок в сочетании с шипами на утрамбованном снегу заметно продляет контакт с поверхностью почти до конца толчка.

При этом характеристика, которую в Asics, если ничего не путаю, называют «стабилизацией», находится на весьма высоком уровне, в чём легко убедился во время оттепели, попытавшись пробежать частично оттаявшую трассу в «асфальтовых» кроссовках. Не говоря уж о скольжении, при котором приходилось отчаянно размахивать руками, чтобы не навернуться, шансы травмы резко возросли: те ледяные бугры, которые в Арктиках воспринимались, как досадные помехи, угрожали как минимум вывернуть лодыжку. Если опять прибегнуть к автомобильным аналогиям, активная и пассивная безопасность реализована у этой модели весьма качественно.

Пятка и подъем фиксируются очень хорошо и не елозят. Правда, жесткий верх и традиционная прямая шнуровка заставили долго мудрить, прежде чем удалось подогнать натяжение шнурков так, чтобы нигде не сдавливало и болталось. Возможно, новомодная косая шнуровка была бы здесь уместнее. При этом излишнего давления на пальцы не было, на длительных иногда слегка наминало кончики третьего-четвертого пальцев, но это скорее связано с индивидуальными анатомическими особенностями.

При этом даже когда нога утопает в снегу по щиколотку или глубже, снег через верх внутрь практически не попадает. Правда, по защите от внешних воздействий кроссовки следовало бы отнести к классу «пылевлагозащитные», но ни в коем случае не «водоупорные». Конечно, до конца зимы гидрофобная пропитка верха поистрепалась. Тем не менее, когда появились первые лужи, удалось убедиться, что при однократном попадании ноги в лужу глубиной до 15 см капли попросту скатываются.

А вот если приходится преодолеть лужу длиной метров пять, пальцы становятся мокрыми уже метров через 50 от нее. Правда, если не стоять, никаких сопряженных с этим проблем не будет. Во всяком случае, всю эту зиму пробегал в тонких летних носках, и ни разу не почувствовал, чтобы пальцы мерзли, даже когда температура приближалась к –30°С.

Еще одна заметка напоследок: в условиях Москвы (и, вероятно, многих других наших городов) немаловажным фактором выступает устойчивость к «коктейлю Лужкова». Материал и посадочных резьбовых гнезд, и самих шипов – по-видимому, высокоуглеродистые легированные стали – испытание выдержал достойно, хотя и с оговорками. Каждый раз после пробежки обмывал подошвы струей воды из-под крана, через несколько, когда вода полностью испарялась, на шипах наблюдался легкий налет рыжей ржавчины, характерный для нержавейки.

При выворачивании шипов через 500 км в некоторых гнездах обнаружился слой рыхлой соли – то ли просачивавшегося в резьбу хлористого кальция, то ли плоды реакции с легирующими добавками. На состоянии резьбы – ни наружной, ни внутренней – это не сказалось, но во избежание неприятностей в будущем было бы нелишним нанести на шипы перед началом какую-нибудь консистентную смазку, неагрессивную для резины и полиуретана.

Техника бега.

Первое, на что приходится обратить внимание — это изменившаяся постановка стопы: она допускает меньше отклонений от идеального положения, чем на асфальте или грунте. Даже при ходьбе приходится ставить ногу более плоско, вышагивая этакой павой, а уж при беге — тем более. Строго говоря, именно такую технику и рекомендует большинство гуру, особенно от ци-бега, так что, не считая некоторых болей поначалу со стороны не привыкших к подобной нагрузке мышц и суставов, никаких дурных последствий не заметил.

Более того, несколько снизилась асимметрия в технике постановки стоп, возникшая после травмы: гипопронирующая нога стала немного ближе к норме. На первых порах, кстати, если и приходилось поскользнуться, то именно на ней. Нагрузка при этом более акцентировано переносится на заднюю поверхность бедра, ягодицы и икры, чем при беге по асфальту.

Изменилась и техники бега в гору и с горы: подъем скорее облегчился, а вот на спуске сильнее против обычного стали тянуться сгибатели стопы, что может привести к травмам и даже воспалению надкостницы. Поэтому на первых порах при беге вниз лучше укоротить шаг и увеличить частоту – кстати, такое упражнение можно условно отнести к числу плиометрических, что дает свой положительный эффект.

Резюме

Возможно, вариант и не идеальный, но Asics Arсtic – очень хороший специализированный инструмент для бега по плотному снегу и льду. В крайнем случае, подойдет и для грунта в более теплый сезон, но только в качестве паллиатива. Подходят для умеренных гипо- и нейтральных прнаторов — возможно, также и для умеренных гипер.

Ну, и самое главное напоследок: за эту зиму не упал ни разу, хотя объемы возросли в несколько раз.

Автор: Александр Филонов

источник

Чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться